18 мар. 2009 г.

Воспоминания детства о ловле нельмушки

Сам я с детства помню и люблю вкус нельмушки. В конце 60-х годов прошлого века ловили ее сетями рыболовецкие бригады. Помню года два, наверное, было ее очень много и отец солил по две большие деревянные бочки. Соленую потом жарили в русской печке или просто обдавали кипятком и ели. Все кости оставались на скелете, поэтому родители давали и маленьким детям, не боясь, что они подавятся костью. Было как-то насолено и две трехлитровые банки икры нельмушки, которую ели намазывая на хлеб.
Никогда не забуду, как впервые сам поймал нельмушку. Было мне тогда 8 лет. Дед с бабушкой ездили на лодке косить для своей коровы и брали меня с собой. Пока они косили, я сидел в лодке и ловил рыбу. Обычно ловились окуньки и сорога, но однажды попала нельмушка. Дед назвал ее казаркой и объяснил, так называют только очень крупную нельмушку. Он был сам очень удивлен, так как летом на удочку нельмушка практически не попадает. Дед даже с этого времени стал называть меня большим «специалистом» по части рыбалки. Сам он всю жизнь (за исключением времени участия в трех войнах) жил в поселке Устье и немало времени провел на реке. До последних дней не мог жить без рыбалки. Не признавал никаких сетей, ловил только на поплавочную удочку. Именно он и пристрастил меня и других своих внуков к рыбалке, научил любить свою реку. Много рассказывал нам о повадках рыб и приемах ловли, показывал свои заветные места.
Позднее я много ловил нельмушку, но только зимой. Летом оттого больше не произошло ни разу.
Хорошо запомнился февраль 1973 года, когда нельмушка хорошо ловилась на Кубене возле Лысой горы. Кубена тогда была в районе поселка разделена островом (Стрелицы) на два рукава. Основное и более глубокое русло было, как говорили, «под богоматерью», то есть под левым берегом, на котором и стояла церковь на Лысой горе. Я работал тогда токарем в совхозной ремонтной мастерской. Мне только исполнилось 18 лет и, поэтому можно было работать в ночную смену. Отработав смену, я бежал на реку. В рабочие дни народу на реке было мало. Несколько раз мы ловили втроем: один пенсионер, батюшка Чирковской церкви и я. Видел не раз, как после окончания службы в церкви старушки спускались с Лысой горы с одной стороны, а с другой с рыбацким ящиком торопился на реку батюшка. Ловили мы на мелкие мормышки с репейником. Мотыля тогда еще мало знали, у нас на него никто не ловил.
Нельмушка после нереста скатывалась в Кубенское озеро. Ловили мы ее из под самого льда, нередко лежа и смотря в лунку. Интересно было наблюдать, как десятки грациозных рыб проплывали мимо, игнорируя приманку. Затем какая-то из них несколько раз осторожно пробовала насадку, отплывала в сторону и, лишь затем, сделав видимо круг, хватала мормышку.
День пролетал незаметно. За день успевали наловить по несколько десятков нельмушек. Свежую рыбу жарили, с ней пекли пироги. Мне кажется, что ни с какой другой рыбой они не бывают такими вкусными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

(c)Ustianin, 2009-2010. При использовании статей ссылка на Заметки о рыбалке ОБЯЗАТЕЛЬНА!