25 дек. 2013 г.

Памяти друга

   Эту статью никак не мог собраться написать. Да и сейчас, несколько  месяцев спустя мне всё ещё очень трудно собраться с мыслями.
8 июля 2013 года не стало моего друга - Андреича. 
  Накануне, за несколько  дней до этого он попал в больницу с инфарктом. Унесли на носилках прямо с работы, где ему вдруг стало плохо.  Там накололи уколами и ему стало получше. Я почти каждый день приходил его навестить и мы подолгу разговаривали, вспоминали совместные рыбалки и строили планы на будущее. Он понимал, что теперь долго не сможет рыбачить, как прежде (до этого - то не пропускал ни одного свободного дня, чтобы не съездить на рыбалку). Поэтому и собирались этой зимой ездить на озеро вместе на моей мотособачке, чтобы он сидел в санях в качестве пассажира.  
  Был я у него и в тот  день после обеда. Он чувствовал себя хорошо, планировал после выписки съездить в санаторий. Да и врачи говорили, что он пошел на поправку.    Поговорили часа полтора и я ушел, а поздно вечером мне сообщили, что его не стало, и попросили помочь, так как  в больнице нет мужчин-санитаров.  Вдвоем с ещё одним его другом-рыбаком мы сами вынесли Андреича на носилках с третьего этажа в морг, расположенный неподалеку.
  А потом пришлось ещё  помогать и на кладбище опускать в могилу гроб с телом, так как один из работников  оказался не в состоянии это делать (был пьян). Всё это  далось мне очень нелегко и я до сих пор переживаю утрату друга.
  Здесь, на страницах своего сайта я уже не раз рассказывал о нём,  но сейчас хочу это сделать поподробнее.
  С Валерием Андреевичем Клементьевым я познакомился в 2002 году во время совместной работы в администрации Усть-Кубинского района. Вообще-то я не очень часто близко схожусь с людьми, а вот с ним как-то сразу сложились очень добрые товарищеские отношения  и более 10 лет нас связывала настоящая дружба. Он был на несколько лет постарше меня  и в августе 2013-го ему исполнилось бы 62 года.
  Андреич не был святым человеком - раньше (сам рассказывал) и попивал крепко, но потом "завязал" раз и навсегда. А вот курить пытался бросить много раз, но так и не смог  отказаться от этой привычки и дымил постоянно, выкуривая больше пачки в день.
 За свою жизнь он сменил немало профессий - служил в милиции, работал кочегаром, одно время был фермером - выращивал картошку, а  перед пенсией стал специалистом по охране труда  в администрации района.
  Руки у него росли оттуда, откуда нужно и  с техникой он был  "на ты", любил возиться с разными железяками; постоянно что-то конструировал, усовершенствовал свой транспорт - тракторок, каракат, снегоход, чего-то приваривал, отрезал и снова приваривал...
Вот, например, какой окучник для картошки он сам придумал и сделал:

                               
  Кстати, картошку он выращивал отменную и не раз мне "читал лекции" - подробно рассказывал всю "технологию" обработки почвы, посадки семян и ухода за всходами. Другими овощами в огороде у него занималась жена; он к ним даже не прикасался и только вскапывал гряды, а вот картошку ей просто не доверял. Я всегда удивлялся, насколько ухоженными и  ровными были рядки на его картофельных грядах. Каждый сорт у него был посажен отдельно, а при уборке урожая он сразу отбирал от лучших веток  самые лучшие картофелины на семена. И таких урожаев я больше нигде и никогда не видел...
 Именно Андреич был вдохновителем,  организатором  и основным исполнителем постройки моего Агроката  для зимней рыбалки. Я ему лишь только помогал - чего-то поддерживал, зачищал, прикручивал, а всю основную работу он сделал сам. Потом, правда, пришлось отказаться от этой техники, но в целом идея была хорошая и сделано всё было тоже хорошо. Просто не выдержал нагрузок один из узлов.
  В последние 2 года, уже после выхода на пенсию Андреич работал в администрации района кем-то вроде заведующего хозяйством - ремонтировал мебель, косил траву и убирал снег, вставлял стекла, чинил сантехнику и теплосети, красил, белил, штукатурил....   Здание трехэтажное и работы у него хватало, но и свободного времени тоже было достаточно.  Под лестницей ему выделили каморку, где он обычно сидел и покуривал, когда было нечего делать и настраивал свои рыболовные снасти,  паял блёсны и мормышки, читал газеты и рыболовные журналы.
  Я, будучи на пенсии, частенько к нему заглядывал, и он всегда был рад поговорить; здесь мы с ним говорили  о совместных поездках на рыбалку и обсуждали их итоги.  Если у него выдавался свободный день, то он приходил ко мне домой и с удовольствием смотрел рыбацкое видео в Интернете, просматривал мои блоги и сайты.
  Раньше он был  заядлым и очень удачливым охотником; потом охоту забросил, но лес очень любил, хорошо знал все грибные и ягодные места в округе и всегда делал большие заготовки этих лесных даров на зиму. Несколько раз мы с ним вместе бывали по грибы и за клюквой.
  Рыбалку он любил  ещё больше моего и готов был ехать в любое время и в любую погоду.
Рыбачил летом чаще всего либо на поплавочную удочку и донки, либо катался в озере с дорожками.

   В последнем способе рыбалки он был особенно удачлив, так как освоил ловлю на блесны и воблеры в совершенстве и знал в озере каждый бугорок и ямку. Все уловистые точки у него были занесены в память навигатора и в обычную тетрадочку, где он фиксировал также  состояние погоды и результаты своих поездок.
  Пытался я его пристрастить и к спиннингу, но это его как-то не увлекло, поэтому летом мы чаще всего рыбачили по отдельности, так как я как раз не очень люблю дорожку, а предпочитаю ловить со спиннингом в дельте Кубены.   А вот зимой чаще всего мы ездили с ним вместе и рыбачили обычно рядом.

У него для поездок зимой был приспособлен минитрактор, на который он сделал самодельные широкие колеса. Наверняка те из рыбаков, кто часто бывал на Кубенском озере, встречали там Андреича, ведь в любой мороз он сидел там возле этого своего тракторочка, укрывшись от ветра в палатке или просто за большими колесами.
Был у него и большой четырехколесный каракат, на котором мы езди с ним вдвоем (я в качестве пассажира) в то время, когда другая техника уже не могла выезжать на лёд.
  Только в последнюю зиму, когда он приобрел быстроходный снегоход, а у меня была старенькая тихоходная "мотособачка" мы встречались в озере пореже, да и то, обычно созванивались по телефону, и, если он был не слишком далеко и у него чего-то поклёвывало, то я ехал потихоньку к нему.

Вот   небольшой видеоролик, который  я снял во время обкатки его нового снегохода:
          
Не раз Валера выручал меня, когда подводила техника - тащил на буксире или помогал с ремонтом. Впрочем, бывало, что и мне тоже доводилось помогать ему,  когда его старый каракат ломался прямо в озере.

   В рыбалке Андреича привлекал сам процесс ловли. Он не гнался за большим уловом, но очень радовался, когда удавалось "обловить" всех, т.е. наловить больше, чем остальные.  И наоборот, расстраивался, если вдруг оказывалось, что  у него улов поменьше.
   У него было чему поучиться, но чаще всего он брал не мастерством ловли, а своей усидчивостью, настойчивостью, даже настырностью: или сидит у лунки, как говорится, до последнего, до самой темноты и ждет вечернего кратковременного клёва, или, наоборот, бегает, сверлит лунку за лункой в толстенном льду и буквально "выбивает" с каждой по одному окуньку, но всё равно наловит.
Бывало, и не раз, что  я уж смотаю удочки и отправлюсь домой, потому что надоело бесклёвье, а он остается, сидит до позднего вечера и возвращается домой, когда уже все домашние начинают беспокоиться, не случилось ли с ним чего... И ведь нередко это его упорство вознаграждалась хорошим уловом.
   Валера нередко помогал мне и во многих других случаях.  В отличие от меня - "совы", часто засиживающегося допоздна и любящего подольше поспать утром, он был "жаворонком": вставал ни свет, не заря, но и ложился рано, часов в 9 вечера. Как-то раз, рано утром, часов в 6  меня разбудил шум мотора под окнами, а потом стук в дверь. Оказалось, что это Андреич приехал на своем тракторе и привез целую телегу навоза. "Хорош спать", - говорит, - "будем поднимать твоё сельское хозяйство". Они с женой  держали тогда корову и  вот привёз мне удобрение для приусадебного участка.  Сам нагрузил, привёз, хотя я об этом его не просил.
 Вспоминаю другой случай: ездили мы за подосиновиками. Грибов в то жаркое лето было мало. Андреич, как я уже указывал выше, знал, "где каждый гриб растёт" и в его заплечном коробе  грибочки  быстро прибывали.  Я же в тех местах был впервые и в моей корзинке долгое время лежала всего пара грибков.  Андреич издалека позвал меня и к нему и, когда я подошел, то увидел, что он сидит и курит, а вокруг него целая "семейка" красавцев-красноголоватиков.  Он специально пришел на это своё заветное  местечко, позвал меня и велел срезать грибы и складывать их в мою корзину....
Помочь был готов Андреич  даже совершенно незнакомым людям. Расскажу  случай,  который, мне кажется, прекрасно подтверждает эту его черту характера. Рыбачили зимой у выхода Кубены в озеро. Рядом  с нами, а местечко это тоже его - Андреича, расположились приезжие рыбаки, которые нередко старались "тереться" поблизости от его приметного тракторка.
У одного из них на балансир клюнула крупная рыба, по всей видимости, щука, которая никак не хотела пролезать в лунку. Андреич без слов разделся до пояса и сунул руку в ледяную воду, пытаясь ухватить рыбу за голову.

Вокруг собрались другие рыбаки, приехавшие вместе с тем "счастливчиком" у которого клюнула щука, но полез в лунку именно Андреич.
  Рыбу достать не удалось, так как лед был слишком толстым и Андреич только слегка смог  её погладить  пальцами по голове, но этот случай говорит сам за себя.

  Мне очень не хватает Андреича и долгое время я даже вообще не мог хоть что-то написать в этом блоге. Нынешний  зимний рыболовный сезон  у меня первый без моего друга.  Бывает, что даже нет никого желания ехать на озеро  одному и каждый раз, собираясь на рыбалку, я вспоминаю Андреича и жалею, что его  нет рядом.
Память о нём я сохраню навсегда;  хочу, чтобы и другие люди знали  об этом хорошем человеке, поэтому и разместил здесь эту статью.
   



     

1 комментарий:

Unknown комментирует...

Царство небесное рыбаку.

Отправить комментарий

(c)Ustianin, 2009-2010. При использовании статей ссылка на Заметки о рыбалке ОБЯЗАТЕЛЬНА!