4 янв. 2014 г.

Кубенское озеро. Князь Глеб Василькович.

   В последнее время с удовольствием "листаю" страницы старых газет и журналов. Такая возможность теперь есть на сайте нашей областной библиотеки, где опубликованы электронные версии многих изданий. Жаль только, что качество их не слишком хорошее. Электронные копии делались или наспех, или на не очень качественной технике. Да и формат этих изданий не очень удобен; приходится каждый раз возвращаться на предыдущую страницу, чтобы открыть следующую.
  Тем не менее, это очень здорово, - сидя дома за компьютером, читать газеты прошлого или даже позапрошлого века.
  Именно оттуда я уже опубликовал парочку статей из журнала "Охота и рыболовство" за 1921 год, посвященных нашему Кубенскому озеру.
   Кроме того, что открывается много интересного при прочтении старых "средств массовой информации", истинное  удовольствие доставляет сам процесс чтения, так как написано всё настоящим русским языком. Нет уже надоевшего интернетовского слэнга, чувства выражаются словами, а не смайликами.
  Вот, например, в первом номере газеты "Вологодские губернские ведомости", вернее, в "Прибавлении" к первому номеру этой газеты  за 1843 год нашёл ещё одну очень любопытную статью, опубликованную в рубрике "История".
 (Слева снимок титульной страницы этой газеты, но текст читается не очень хорошо).
   Статья называется "Глеб Василькович, Князь Белозерский".  О том, что именно он считается основателем Спасо-Каменного монастыря, знает, наверное, каждый вологжанин, или, по крайней мере, житель Кубеноозерья,  и ничего нового тут нет, но очень уж мне понравилось то, как  живописно рассказывает автор эту легенду.  Поэтому и публикую здесь его статью полностью. Ну,  и вставляю несколько своих фотографий с видами Кубенского озера (не все ведь из читателей здесь бывали). Орфография за исключением "ятей" сохранена:

I.
   "Кто из вологжан не бывал на Кубенском озере!.... Да как и небывать!  - 27 верст оно и всего-то от Вологды. - А посмотрите, в тихое летнее утро, как прекрасно оно, словно дымчатая пелена разстилается голубая его поверхность и чем далее, тем всё туманнее, всё туманнее и- наконец неприметно сливается с небом!
 По берегам белеют все Церкви Божии, высятся колокольни, да приютились деревушки  с их зелеными яблонными рощицами, да с благословенными нивами. А видите ли там далеко, в тумане, словно  маленькое оболочко чернеет над самой поверхностью озера? Нет, это не оболочко, - это ветхия монастырския стены и церкви Каменного острова тонут в отдаленных синеватых водах озера.  Там, под унылым напором волн безмятежно покоились некогда прославленные чудесами остатки мощей Св. Благовернаго князя Иосафа Каменскаго и блаженного пустынника этого острова инока Василия. 
    Сот за 6 лет остров этот был пустынный обломок скалы унесенный волнами на средину озера. На тонком слое земли разрослась там дремучая роща только летом посещаемая птицами. Лесисты были и берега Кубенскаго озера. Среди дремучих лесов, в грязных землянках жили там дикие народы Финские, ещё носившие название Заволоцкой Чуди. Сот за 6 лет!.... Это было в начале страшного завоевания Руси Монголами. Киев, купель крещения Руси, колыбель ея Православия, был опозорен,  ограблен, сожжен. Не уцелели и мирные обители Святых отшельников: казалось Ангел смерти и разрушения прошёл тогда по Руси. Рекою лилась кровь христианская, то под мечом Татарина, то в мелочных раздорах княжеских. Отчужденные от мира и страстей его, Св. старцы стали удаляться в лесистыя пустыни Севера. Пришло и на Каменный остров 20 иноков. Под сению дерев срубили они тогда деревянную часовню, делили пищу с птицами небесными и унылый звон одинокаго колокола утром и вечером сзывал их к службе Божией. - Иногда иноки плавали к берегам, и, движимые ревностию к Христианской Религии. старались обращать в Христианство ещё не озаренных светом истинной веры прибрежных жителей.  Но оскорбленные упорством, а иногда и угрозами диких язычников, они снова должны были укрываться   на своем пустынном острове. 


 II.
   Как-то раз буря страшно забушевала на озере. Дико завыли леса. Словно горы, расходились седые валы. Раскаты грома грозно перекатывались по поднебесью. Поминутно растворялось черное облако, и вспышки небеснаго пламени, казалось, готовы были обхватить и испепелить всю вселенную. - В эту бурю плыл по озеру с дружиною Князь Белозерский Глеб Василькович. внук добродетельного Константина Всеволоводовича Князя Ростовского. 
 ( Тут дается сноска: Князь Константин Всеволоводович Ростовский скончался в 1213 г. 2 Февр. 32 годов от рождения и оставил после себя двух сынов Всеволода и Василька.  Василько был взят в полон в битве с Татарами на берегах Сити и умервщлен. Тело его нашли в лесу и похоронили в Ростове. - Церковь Православная причла его к лику святых. Память его празднуется 4-го Марта. Супруга Василька  постриглась  в Суздальском монастыре. У Василька были два сына - Борис и  Глеб. У Бориса: Дмитрий и Константин. а у Глеба Васильковича - Михаил, родившийся в 1268 году.).   
   Он шёл, говорят, к Устюгу. Доплыл Порозовицею до Кубенскаго озера, и за сильной бурей простоял в устье этой реки 9 суток. Но лишь стих ветер, Князь пустился по озеру и уже доплыл благополучно до глубокого, но каменистого  омута, как вдруг опять снова больше прежней поднялась буря  с громом и молнией. Лодки почти погружались в волнах, но дружина Князя не робела - и Русскому ли, закаленному в боях и непогодах страшиться бури?.... - За него Бог и чудотворец Николай! - И вот,   Князь кладет обет, если Бог поможет пристать ему, на месте спасения соорудить церковь и монастырь во имя тогоже дня Святаго.  - 6 Августа прибило лодки к берегам Каменнаго острова. Там нашел он 23 бедных отшельников, и исполненный благодарности к Богу-Избавителю немедленно срубил деревянную церковь во имя Преображения господня и деревянныя кельи для братии. Украсил церковь иконостасами, снабдил книгами, какого-то старца Феодора, как называет его инок Паисей-Ярослав в своей записке о Каменном острове, сделал начальником над братией. С тех пор Спасо-Каменный монастырь постоянно был покровительствуем Князьями Белозерскими.   Процветая благочестием и строгой постническою жизнью своей братии, он был рассадником многих святых обителей. - Так преподобный Александр Куштский, быв постриженником Каменного монастыря, по  благословению Митрополита Ростовского Дионисия, построил церковь и обитель на реке Куште, в 45  верстах на Север от Вологды. Жизнь сего старца славна своим благочестием. 

В 1447 году Великий Князь Василий Васильевич Темный, удаленный из Москвы  Димитрием Юрьевичем Шемякою, пробыв весьма короткое время в Вологде, отправился с великой Княгинею и детьми на богомолье в Спаский монастырь Каменнаго острова и здесь-то он был обрадован приятным известием, что народ и бояре желают служить ему, желают его снова видеть на престоле Московском. На память своего пребывания и в благодарение Богу за такую счастливую перемену обстоятельств он оставил в Спаском монастыре  икону Спаса-Эммануила, присланную из Константинополя к деду его, Великому князю Димитрию Ивановичу Донскому и образ Одигитрии Божией Матери. 
  1452 год ознаменован был прибытием на Каменный остров двенадцатилетняго внука князя Василья Васильевича Заозерскаго, - Андрея Димитриевича.  (Здесь в тексте опять сноска:  "князь Димитрий Васильевич Заозерский был праправнук Феодора Ростиславовича Чернаго, который был внук Мстислава Давыдовича Смоленскаго  и внук Ростислава Мстиславовича, внука Мономахова. Феодор Черный был удельный Князь Можайский, после Ярославский. с 1279 года Смоленский. Умер в 1299 году и причтен Православной Церковью к лику святых. Мощи его обретены в 1463 году. Он был тесть Михаила Васильковича, Кн. Белозерскаго - пребывание Заозерских князей было в городке на устье реки Кубены, где ныне село Устье. Димитрий Заозерский особенно отличался  благочестием, он устроил Куштский монастырь в трех верстах от своего пребывания, пригласил туда Св. Александра с реки Сянжены. - Темный уничтожил потом Заозерское Княжество за родство Димитрия с Шемякою (Дочь его Княжна София была в замужестве с Димитрием Юрьевичем). Потомки его жили при Московском дворе под именем Князей Кубенских, ныне угасших")
- Там Кассиан, Игумен этого монастыря, постриг юнаго Князя и дал ему имя Иосафа. Через 5 лет по пострижении он скончался и мощи 17-летняго Князя Инока вскоре прославились многими чудесами. 
   Добр, набожен был Князь Глеб Василькович. Созидая святые обители храмы Божии он в тоже время заботился о тишине и безопасности своего небольшаго Княжества, об удобствах жизни своих подданных.  - У нас в Вологодской губернии,  и теперь ещё сохранились памятники его княжения. Княже Глебова прость,- канал проведенный в Рабанскую Сухону для обхода большой луки, которую огибая Окольная Сухона, как живое урочище свидетельствует нам о мудрых, благодетельных попечениях этого Князя.  


III. 

 Среди необозримых, безлюдных пустых и диких песчаных степей Средней Азии тянулся караван Русских Князей из отдаленных пустынь Моноголии. - Это было в в один из 1250 годов. - В неуклюжей арбе, запряженной верблюдами сидел Князь Глеб Василькович Белозерский с молодою супругою — Монголкою. За арбою, верхами на верблюдах, с каким-то грозным, повелительным видом, ехали провожатые Князя, татарские наездники. _ Весело возвращался Князь Глеб Василькович на родину, весело встречали его Белозерцы.. Но вот, говорят, _ Князь наш женился на поганой и все затуманились. - Несмотря на то, что он строил монастырь, украшал церкви, был добр и милостив , супружество его с неверною приводило многих в соблазн. ( Здесь автор делает следующее примечание: « В 1273 г. Дек. 20, умерла супруга Кн. Глеба Васильковича, названная в крещении Феодорою.» И.Г.Р. Карамз. (история государства Российского Карамзина) - т. IV. Прим. 144. )
     В 1277 году брат его Борис Василькович скончался в орде; Глеб по праву наследства принял под власть свою Княжество Ростовское и торжественно был встречен при въезде в Ростов, Епископом ростовским Игнатием со всем духовенством; но через 2 года скончался. Трогательно описывает Полевой суд Архирейский над трупом Князя Глеба Васильковича . Он скончался в 1279 году и похоронен был честно Епископом Игнатием в соборной Церкви, Но через 9 недель Епископ вздумал судить мертвеца: велел вырыть гроб его, и похоронить в одном из монастырей Ростовских. Митрополит Кирилл разгневался за такой суд над мертвецом прежде суда Божия, и хотя потом простил Игнатия, но укорял его; говоря: «Когда Глеб был жив, ты унижался перед ним, брал дары, ел и пил за его трапезою, а теперь вместо благодарности обругал труп его. Кайся за своё преступление, и моли Бога, да простит тяжкий грех твой!» В летописях сохранилось предание, что Глеб Василькович ходил с полками Монгольскими в Дагестан воевать с кавказскими горцами, называемыми в летописях наших Ясами и Касогами. - «Сей меньшой сын Василькович, говорит Карамзин, от юности своея пользовался отменною милостию Ханов, и служил им в войнах усердно, чтобы тем лучше служить отечеству; ибо угнетаемые Монголами Россияне всегда находили заступника и спасителя в великодушном Глебе, и вообще благотворительном, щедром отце сирых и бедных».

 Подпись под статьей - Ив. Муромцев. 

   Я попытался навести справки об этом человеке, тем более, что и в других номерах  упомянутых выше Губернских Ведомостей мне встречались его статьи.  
Удалось найти лишь такую скупую информацию: 
   "Муромцев Иван Николаевич (1823-1854) - историк, этнограф. После окончания Вологодской гимназии (1843) работал в ней преподавателем. Еще во время учебы начал заниматься изучением края. Опубликовал ряд интересных материалов из прошлого Вологодчины. Подробности биографии неизвестны".
   Таким образом, статью писал ещё  совсем молодой человек. В 1843 году, когда вышла газета со статьей, ему было всего 20 лет и он только-только закончил гимназию.  Прожил он совсем короткую жизнь; всего-то 31 год, но чувствуется, что любил свой родной край... .

    Сейчас Спасо-Каменный монастырь восстанавливается. Об этом я уже не раз тут писал и повторяться не буду.  Медленно, очень медленно, но дело всё-таки движется. Летом 2013-го года на остров протянута линия электропередач. Каждый год там работают студенты и школьники, волонтеры.
 Хотелось бы дожить до тех дней, когда полностью восстановленный храм на острове вновь засияет своей прежней красотой.   

4 комментария:

Unknown комментирует...

Спасибо. Очень интересно. Мечтаю увидеть сама.

Ustianin комментирует...

Летом из Вологды на остров регулярно ходит экскурсионный теплоход. Приезжайте, не пожалеете!

Юрий комментирует...

Интересно, после того как монастырь закрыли, а монахов разогнали, властями Вологодской области было принято решение разобрать монастырские постройки на кирпичи, которых в то время так не хватало для индустриализации. Однако известковый раствор был настолько прочным, что в ручную кладку не смогли разобрать, поэтому решили использовать взрывчатку. Однако и такой способ оказался безуспешным, так как после взрыва от кирпичей оставался только бой, который на кладку не шёл. Командовал этими работами товарищ Плеханов. Он жил в посёлке Молочное и был каким-то строительным начальником. О его подвиге мне рассказывал мой отец. Кстати могила моего отца находится рядом с могилой этого товарища. Я рад, что храм начал восстанавливаться, и надеюсь этим летом побывать там спустя 60 лет.

Ustianin комментирует...

Да, всё верно. После взрыва от храма остались одни руины. Оставалась только колокольня, на которой стоял маяк.
Работ ещё предстоит много, но уже сейчас есть на что посмотреть. Приезжайте обязательно, если будет такая возможность.

Отправить комментарий

(c)Ustianin, 2009-2010. При использовании статей ссылка на Заметки о рыбалке ОБЯЗАТЕЛЬНА!