14 дек. 2010 г.

Ловля окуня на "балду"

Интернет - хорошая штука! Совершенно случайно набрел там на видеоролик, посвященный ловле окуня на "балду". Раньше про эту снасть кое-что слышал, но сам никогда ловить не пробовал, да и не видел, чтобы у нас кто-то "балдел". Решил более подробно ознакомиться с устройством балды и техникой ловли на балду. Сначала прочитал несколько статей в интернете, а для того, чтобы лучше всё усвоить, и сам написал небольшую заметку в другом своем блоге, посвященном зимней рыбалке.  Посмотреть её можно вот здесь:  Ловля окуня на "балду". (И упомянутый ролик о ловле окуня на балду  тоже там). Понравилось в этом ролике то, что на такую простую снасть, где не надо ничего насаживать на крючок, окунь ловится не хуже, чем на балансир или на мормышку.
     Но это всё теория. Захотелось и самому испытать новую для себя снасть.  Не стал отливать из свинца грузик (такой, как показано в ролике), а просто нашел в коробке с летними снастями скользящее грузило весом 18 гр., откусил пассатижами колечки и  проткнул шилом отверстие для лески.   Грузило немножко неправильной грушевидной формы, но я посчитал, что в этом ничего страшного нет. Если моя балда себя оправдает, то потом можно будет и специальный грузик сделать. Крючочки взял маленькие, леску 0,18. На крючки надел разноцветные (коричневые, красные и желтые) колечки из кембрика.

 В трехлитровой банке с водой, на дно которой насыпал слой песка, проверил, как  играет "балда"  при проводке.  Облачка мути в песке "балда" не создавала, но ямку небольшую при падении делала. Крючки с   кембриком плавно ложились на дно. Вообще-то мне моя балда понравилась. Оставалось проверить, понравится ли она рыбе. 
Неделю на улице мела метель и всё никак не удавалось выбраться на рыбалку.
   Сегодня, наконец, выбрался на реку и, как говорится, немножко "побалдел". Специально далеко никуда не ходил, чтобы не отвлекаться на ловлю на мормышку, а  отправился на то место, где в последний раз ловил небольших окуньков. 
    В первой лунке безрезультатно "балдел" минут 10. Пробовал различные способы игры, но ни одной поклевки так и не последовало. Пришлось доставать свою испытанную снасть - мормышечку, насаживать на неё  опарыша с мотылем и  проверять, а есть ли здесь вообще-то рыба?
    Оказалось, что и на мормышку никто клевать не захотел. Перешел на несколько метров и пробурил новую лунку. Только опустил туда мормышку - сразу же поклевка, и первый окунек, правда, очень мелкий, оказался на льду. Я, видимо, немножко ошибся в выборе места для первой лунки, так как во второй глубина была на полметра больше. На этой небольшой ямке я и рыбачил в прошлый раз. А прошедшие метели замели все следы, поэтому и не попал на свое место с первого раза. 
  Ну, теперь всё стало понятно: рыба есть, и она клюет на мормышку.  А как-то она воспримет мою "балду"?


    После нескольких взмахов удочкой, во время, когда "балда" лежала на дне, а леска была натянута, сторожок слегка вздрогнул, но подсечь рыбу мне не удалось, хотя и почувствовал, что  крючком кого-то царапнул по губам". Но рыба была явно совсем небольшого размера. Скорее всего, такой же мелкий окунек, как и тот, что взял на мормышку. После этой поклевки больше никто больше не притрагивался к моей "балде". Вновь опустил мормышку и сразу одного за другим вытащил трех совсем мелких, чуть больше мизинца окуньков, которых отпустил обратно в лунку. Такие малыши вряд ли могли клюнуть на балду, которая по размеру была чуть меньше их и, скорее всего, просто отпугивала их своими постукиваниями по дну. 
    Но эксперимент надо было продолжать, поэтому я вновь опустил в лунку "балду" и настойчиво пытался соблазнить рыбу на поклевку. 
   И всё-таки добился своего! Видимо, подошла небольшая стайка окуней покрупнее, и я вытащил сначала окуня граммов на 250, затем ещё двух, чуть поменьше.
  Интересна сама поклевка. Когда "балда" достигает дна,  сторожок, освобожденный от её тяжести, распрямляется. Во время поклевки он сначала лишь слегка вздрагивает, (в это время окунь подбирает со дна крючок), а затем сильно сгибается, когда рыба трогается со своей добычей с места. Я так понял, что подсекать следует при малейшем вздрагивании сторожка.  Паузы между взмахами удочкой я пробовал делать различными по длительности, от 3 до 10 секунд. Пока трудно понять, какая пауза наиболее предпочтительна, так как всего три пойманных на "балду" окуня не позволяют сделать какой-то однозначный вывод. Больше поклевок не было и мне в конце концов пришлось перейти на мормышку. В результате поймал ещё несколько окушков, но опять же совсем маленьких. Значит, окунька покрупнее рядом просто не было и на "балду", поэтому никто не хотел брать. 
   Времени у меня сегодня было мало. Из дома я вышел в 11 утра, а без пятнадцати два уже был дома. Буду продолжать экспериментировать во время следующих рыбалок. Одно мне стало ясно: "балда" - снасть, которую стоит применять на зимней рыбалке. Теперь сделаю грузик, такой, как рекомендовано в видеоролике и попробую половить на "балду" на озере. Здесь, в реке дно песчаное, а "балда" по отзывам рыболовов, давно ею занимающихся, наиболее эффективна на илистом дне, где облачко мути больше будет привлекать окуня. Да и крупного окуня в озере побольше, чем здесь, в реке, поэтому думаю, что "балда" ещё сослужит мне добрую службу. 
    Кстати, когда уже собирался уходить домой, ко мне подошел знакомый рыбак. Он был на реке с утра (правда, ловил на балансир) и уловом его стал один-единственный окунек. А когда уже подходил к дому, то догнал своего соседа, который  просидел на реке с 8-ми утра и нес домой тоже только одного "матросика", пойманного на мормышку с мотылем. 
    Так что мои пятнадцать окуньков, из которых три были пойманы на "балду" и за время, несравненно меньшее, чем у этих двух рыбаков, - всё-таки довольно неплохой для сегодняшнего дня!
    Всё! Буду "балдеть" и дальше, а сейчас пошел чистить рыбу и варить уху.... 

11 комментариев:

seiner комментирует...

Привет Лёнь! Попробуй в следующий раз поэкспериментировать еще с диаметром и расцветкой кембриков. Дело в том, что для безмотылок и подобных вариаций на тему нужно подобрать оптимальный диаметр, соответственно чем он больше, тем активнее скользит по крючку обманка и наоборот. Зачастую бывает,так что поклевок больше на почти недвижимые объекты на крючке, а иногда наоборот. Тоже самое и с цветом. Для различных видов рыб, будь то плотва или окунь сочетания цветов кембриков различны. По моим наблюдениям, лучшие по окуню белый, желтый и красный. Хотя в чем преимущества именно красного совсем не понятно...

Ustianin комментирует...

Спасибо! Обязательно буду пробовать и экспериментировать.

rybak комментирует...

ничегосебе балда. нужно будет попробовать эту снасть как только лед встанет.

yurij комментирует...

Леонид, можно попробовать и вариант с "мушками".
Бывает интересно!

Анонимный комментирует...

В журнале "Рыбачте с нами" прошдой осенью прочитал про летнюю балду. Вспомнил что первой рыбой пойманноой на спиннинг в детстве в 90-х был 300-граммовый окунь пойманный на грузило 20 г с двойником, проводка от нечего делать была длиные потяжки, с паузами на подмотку лески. Решил попробовать в прошлую субботу. Балда представляла собой чебурашку с зстёжкой на 8 г + тройник остался от вертушки с красным кембриком, провока потяжками, 2-3 оборота катушки на подмотку лески и снова потяжка. Словил окуня 250-300 г, и я поверил в балду, буду до конца сезона пробовать различные комбинации.

Белый комментирует...

Оч. познавательно, спасибо! Буду пробовать!

Лёлик комментирует...

Вчера 26.10. был на льду, и первый раз попробовал ловить на "балду". По сравнению с балансиром и блеспой она работала очень не плохо(но как не странно на слегка каменистом дне).Когда перешли на песчаное дно клевать перестало, хотя окунь и подходил(я нераз его засекал). Думаю что дело в том что моя балда слегка "криво" работала один из крючков заседал и ни как не хотел спускаться по леске(а как говорят они легко должнны ездить). Буду исправлять и пробовать.

Ustianin комментирует...

Желаю удачи!
Я в этом году на балду ещё не ловил. Только готовлюсь.Сделал три штуки и как только поеду на озеро, обязательно буду "балдеть".

Анонимный комментирует...

охренеть!!!!!!!!!!!это же похоже правда вещь замечательная...обязательно попробую....

Петр Балашов комментирует...

Здравствуйте,Леонид! Случайно набрел на Ваш сайт и нашел близкого по духу и увлечениям человека. Наши интересы в ловле также схожи. Кстати, заметил, что окунь был пойман на поппер. С поппером у меня связаны все последние сезоны, о чем можно узнать из моей бесплатной книги на сайте http://cordon13.ru.О ловле на балду у меня есть несколько видео, осваивал ловлю весь прошлый сезон. Очень интересная штука, к сезону предложу статью со своим мнением на этот счет. Зимой обычно ловлю на безнасадочные мормышки и блесну, постоянно пробую что-то новое. Так что я думаю тем для общения будет достаточно. Вот только я не совсем понял, в каком регионе Ваши водоемы. И на сайте не заметил раздела об авторе, пришлось пошарить по сайту в поисках имени.Успехов Вам.

Рыболов комментирует...

Интересная штука эта "балда"! Обязательно попробую снасть на практике.

Отправить комментарий

(c)Ustianin, 2009-2010. При использовании статей ссылка на Заметки о рыбалке ОБЯЗАТЕЛЬНА!