19 апр. 2009 г.

Нельма - "золотая рыбка" Кубенского озера

Писал вчера о золотой форели, которую будут скоро ловить наши миллионеры (О рыбалке миллионеров), а сегодня хочу поделиться мыслями о нашей, кубенской «золотой рыбке», - о нельме.

Давно прошли те времена, когда соответствовала действительности информация, переписанная, по всей видимости, из какого-то древнего первоисточника о том, что в Кубенском озере «нельма встречается в значительных количествах». И ещё: «Особенное практическое значение имеет кубенская нельма». (Нашел это на нескольких рыболовных сайтах).
Да, когда-то так и было.
«Историческiя и топографическiя извѣстiя по древности о Россiи и частно о городѣ Вологдѣ и его уѣздѣ…», написанные еще в 1777 году в разделе: «О рыбныхъ ловляхъ и какихъ родовъ рыбы» сообщают следующую информацию:
«Рыбныхъ промысловъ весьма довольно, которые имѣются по озерамъ, а наипаче по Кубенскому… А рыбы въ Кубенскомъ озерѣ и въ рѣкахъ нѣкоторыя особливаго роду: Нельма похожая нѣсколько на Бѣлорыбицу, а величиною бываетъ въ аршинъ съ четвертью и больше, вѣсомъ въ полпуда и съ лишкомъ. А другой родъ Нельмушки малыя похожiя на сельдей; икра въ нихъ хорошаго смаку, а паче Нельмья…»
(Материал взят из Викитеки — свободной библиотеки)
А сейчас… .

Не стало нельмы в озере. О причинах ее исчезновения очень подробно написал наш вологодский писатель Вадим Дементьев в своей книге «Свет малой родины. Отчина и дедина». (Можно прочитать в главе «Куда пропала кубенская нельма?» (http://www.booksite.ru/fulltext/otch/inai/ded/ina/47.htm)

Сам я видел нельму всего два раза в жизни:

Один раз еще в детстве, когда брат мой Саша вместе с другом поймали ее на дорожку. Уехали они рано-рано утром и вернулись к обеду, когда я с другими пацанами таскал около пристани ершей.
Хорошо помню, как они пристали к плоту неподалеку от нас, с какой гордостью открыли поворы (стлани) в лодке, под которыми лежала четырехкилограммовая рыбина. И какими мизерными и ничтожными по сравнению с ней показались все наши ерши, нанизанные на кусок проволоки, отмотанной от троса молокозаводского плота, и даже тот щуренок, которого поймал на живца кто-то из нас, и который только что сам был предметом восхищения!
Второй раз довелось полюбоваться нельмой спустя много лет, зимой 1982 года, когда во время службы в Германии, приехал в отпуск. Отца пригласил съездить на озеро и посмотреть, как рыбаки промысловой бригады проверяют оханы (ставные сети), председатель Усть-Кубинского райисполкома.
Я тогда только купил кинокамеру и снимал на кинопленку все подряд. Зная это, отец попросил, чтобы взяли и меня. Так мне удалось снять процесс проверки сетей. (Жалею теперь, что пленка не сохранилась, можно было бы оцифровать).
Рыбакам тогда попало несколько крупных щук, судаков, лещей и одна нельма килограммов на шесть. Тогда это не было для них большой редкостью, но ловить ее уже было запрещено. Нельма была уже мертва, и рыбаки сразу спрятали в её снегу, так как в это время к ним уже приближалась машина с инспекторами рыбоохраны, которые контролировали уловы. (В то время у рыбинспекции были и машины и лодки и деньги на бензин).

Лет десять назад краем уха слышал о том, что браконьеры ставят осенью сети, и, кое-кто изловил нельму-другую. Сейчас рыбаки, ставящие сети по лицензии, молчат, как воды в рот набрали, если и поймают, то никому не скажут.

Нельма внесена во все Красные книги - и России и международную, да что теперь толку? Не зря говорят: "Поздно пить боржоми, когда почки отвалились!"
Тем более, что в международной Красной книге как раз и нашел тот первоисточник, о котором говорил в самом начале. Вот выдержка из нее: «Лишь в немногих озерах нельма встречается в значительных количествах (озеро Зайсан, Норильское, Кубенское озеро в бассейне Северной Двины.
Пора, наверное сменить там эту формулировку.

Статья о нельме в российской Красной книге тоже требует поправки. Вот как там сформулированы задачи по охране нельмы: «Необходимо искусственное разведение, криоконсервация геномов для сохранения кубенской нельмы; полное прекращение молевого сплава леса по р. Кубене (планировалось прекратить в 1995 г.) и очистка русла реки от топляков, создание комплекса водоохранных зон на оз. Кубенском и рр. Кубене и Сухоне, реконструкция плотины на р. Сухоне с целью улучшения уровенного режима озера в зимний период».
Молевой сплав по Кубене и Сухоне был прекращен еще в конце 80-х годов прошлого века, и русло очищается от топляков в районе с. Устье и на километр – полтора выше его по течению.

А вот уровень воды в озере и в реке становится все ниже. Озеро мелеет на глазах. Водозаборные сооружения для областного центра на озере Кубенском введены в эксплуатацию в 1990 году, расположены в юго-восточной части озера в заливе, из которого вытекает р. Сухона, в 2,5 км от ее истока. Производительность насосной станции I-го подъема составляет 225 тысяч кубических метров в сутки.
Расположенные по берегам Кубены населенные пункты, (как правило, не имеющие очистных сооружений) загрязняют реку стоками. (В с. Устье канализацию собирались строить еще в 80-х годах, но грянувшая перестройка сломала все планы, и только теперь возобновлено ее строительство).
Река Сухона, вытекающая из озера, раз в году, в период половодья меняет направление своего течения и несет плохо очищенные воды предприятий г. Сокол в Кубенское озеро.
Не укрыться нельме и от браконьерских сетей. Постоянные реорганизации и безденежье рыбинспекции привели к тому, что контроля на реке в последние годы никакого не было. Дно реки и озера завалены остатками дешевых сетей китайского производства.

Поэтому, скорее всего, единственным способом спасения нельмы остается криоконсервация. (Криоконсервацией называется глубокое замораживание клеток организмов и их длительное хранение с целью сохранения наследственного материала. Хранение может осуществляться до тех пор, пока не будут найдены пути восстановления вида. Такой способ считается единственным шансом для сохранения тех видов, численность которых упала до нескольких особей.)

Может быть, наши потомки будут разумнее нас и лет через 200 (сейчас уже отработаны способы, которые позволяют в течение такого срока сохранять половые и соматические клетки животных без угрозы повреждения их наследственного аппарата) сумеют восстановить популяцию кубенской нельмы.

Юрий комментирует...

Прочитал, и стало грустно...

Владимир комментирует...

очень даже грустно

Ustianin комментирует...

Да, грустно. Тем более, что попытка восстановить популяцию нельмы (три года назад об этом я писал вот тут: http://good-fisher.blogspot.ru/2010/06/blog-post.html ) не увенчалась успехом. Нельма не прижилась или, по крайней мере, пока что результатов не заметно.

Unknown комментирует...

Ёлки-зелёные!
Я и вообще ничего не знал про нельму - меня дядька на зимнюю рыбалку притащил на Кубенское "половить нельмушку" - а её оказывается и ловить нельзя. Зато ерша нынче предостаточно - не успеваешь опускать приманку.

Ustianin комментирует...

Нельмушка и нельма - два разных вида рыб. Нельмушку ловить можно, а вот нельму нельзя. да и не осталось её практически совсем. Пытались восстановить поголовье нельмы, но ничего не получилось. http://vserybaki.ru/blog/306.html