11 мая 2009 г.

Наши исследования состояния рыбного населения реки Пельшма

Летом прошлого года помогал сыну - студенту-экологу 5 курса Вологодского педагогического университета (естественно-географический факультет) в сборе материала для дипломной работы.




Тема его дипломной работы -
«Влияние сточных вод г. Сокола на состояние рыбного населения реки Пельшмы». Мне показалось интересным узнать о том, а есть ли вообще рыба в этой реке, которую превратили в сточную канаву сокольских целлюлозно-бумажных заводов.

Река Пельшма протекает по территории Сокольского административного района и является левобережным притоком р. Сухоны. От нашего дома это довольно далеко (и слава Богу!), поэтому мы дважды ездили туда на машине.
Речушка хоть и небольшая (длина Пельшмы составляет 82 км, ширина русла колеблется от 3 до 20 м, глубина около 0,3 м, в нижнем течении достигает до 1 м), но она является одним из притоков реки Сухоны, которая сама, сливаясь с Югом, образует в районе Великого Устюга Северную Двину.
Именно в Пельшму и сливаются стоки из очистных сооружений городов Сокол и Кадников. Предприятия целлюлозно-бумажной отрасли, находящиеся в г. Соколе, являются источниками главных загрязнителей – лигносульфонатов и фенолов. Поэтому объектом исследования и было нижнее течение реки Пельшмы – участок реки, испытывающий влияние сбросов сточных вод с ООСК г. Сокола.
Предмет исследования - особенности рыбного сообщества.
Цель дипломной работы -выявить влияние сточных вод г. Сокола на рыб р. Пельшмы. Сейчас дипломная работа успешно защищена, и можно опубликовать некоторые результаты исследований
Оказалось, что рыба все же в речке есть, хотя местные жители и дачники смотрели на нас, как на ненормальных, когда мы направлялись на реку с удочками. А один местный мужик целый день сторожил, чтобы не пропустить момент, когда мы пойдем обратно и выехал встречать нас на мотоцикле с коляской. Он был очень поражен, когда увидел наш улов.

Но обо всем по порядку.
Ездили мы втроем (зять возил на своей машине). От ближайшей деревни до реки около 3 км. Пришлось идти пешком. Местные жители на реку не ходят, поэтому тропы туда не было. Шли по старой тракторной колее. (Раньше по этой дороге колхозники ездили на сенокосы).

Мы находились примерно в 25 км ниже очистных сооружений.
Поначалу подумали, что река глубокая, так как дна не было видно. Черные донные отложения и абсолютно непрозрачная вода создавали такое впечатление. Оказалось, что глубина всего около 30 см. Вода имела очень неприятный запах. Действительно, мы засомневались, что в такой воде может водиться рыба. Но скорые поклевки развеяли наши сомнения. В первый день удалось поймать 13 рыбок – несколько сорожонок, один окунек, но больше всего было голавликов. И в следующий раз голавли присутствовали в улове.

Сын сделал вывод о том, что голавль является наиболее устойчивым к загрязнению (что соответствует и результатам исследований других авторов).
А я всегда считал, что голавль водится только в чистой, проточной воде!
После обеда погода испортилась и клев прекратился. Нашего улова для исследований было мало и пришлось ехать на Пельшму еще раз.

Через несколько дней мой брат отвез нас туда на своей Ниве, и мы с сыном направились к самому устью Пельшмы. Наша задача состояла в следующем: дойти пешком до места впадения Пельшмы в Сухону (это около 25 км) и отловить несколько экземпляров рыб в 500 м. выше и 500 м. ниже слияния рек.

В один день мы обернуться не могли, поэтому заночевали на берегах Сухоны. Там мы нашли заброшенную деревню, в которой один дом оставался целым и использовался рыбаками и охотниками для ночевок.

Всего ходе исследований был выловлен 61 экземпляр рыб. Каждую рыбку сын измерял, заворачивал в марлю и опускал в банку с 96% спиртом. Результаты измерений записывал.
Позднее, в институте он исследовал этих рыб, и вот некоторые результаты этих исследований:

- часть рыб имеют отклонения в строении жабр: выражена гиперемия (переполнение (выше нормы) кровью сосудов кровеносной системы), частично некроз, есть признаки жирового перерождения печени.
- по размеру рыба из Пельшмы не уступает рыбам такого же возраста, пойманной в Кубенском озере, а вот по массе тела характерно ее значительное отставание
- рыба в Пельшме имеет больший диаметр глаза, что объясняется высокой мутностью воды.
Исследовались и желудки рыб с целью выяснения их рационов питания. Но это все сложные научные исследования, и их результаты свидетельствую о том, что загрязнение реки негативно влияет на состояние популяции рыб.

А для меня было важно следующее:
1. Такую рыбу есть нельзя (даже кот не стал).
2. Рыба из Пельшмы попадает и в Сухону. А Сухона вытекает из Кубенского озера. Значит, она может попасть и мне на крючок. А это как-то уже совсем не радует! Я-то всегда считал, что наша-то рыбка еще куда с добром!
3. Пельшма - это только одна такая малюсенькая речка, которую погубили мы, люди. А сколько таких речек и больших рек!

Надо сделать все, чтобы сохранить хотя бы то, что мы сейчас имеем. Наши потомки, я уверен, будут более разумно относиться к окружающей природе, сумеют восстановить свою среду обитания, сделать ее безопасной для проживания.

1 комментарий:

Larri комментирует...

Классно написано!

Отправить комментарий

(c)Ustianin, 2009-2010. При использовании статей ссылка на Заметки о рыбалке ОБЯЗАТЕЛЬНА!