12 сент. 2010 г.

Рыбалка осенью

Интересна и добычлива осенняя рыбалка.  Воды в реках и озерах становится совсем мало, поэтому концентрация рыбы на отдельных, более глубоких местах значительно возрастает. Это весной, во время половодья найти рыбу трудно. А сейчас совсем другое дело. Она и сама себя обнаруживает всплесками на мелководье. Это перед зимней диетой рыба активно кормится.

А корма с каждым днем становится всё меньше. Особенно для мирной рыбы. Отмирают травы, в которых летом было полным-полно всякой живности. И хищнику тоже нужно не упустить момент - нагулять   жир.

Вода стала совсем светлой, прозрачной; приманку рыба замечает издалека и жадно бросается на неё. Именно поэтому клев рыбы сейчас на любые приманки очень активен.
Щука, скатившись в самое устье речек,  сторожит и нападает на  направляющуюся туда же мелочь. Так как привычных для неё засад в траве почти не осталось, щука стоит и в самом русле. Причем, особи одного размера располагаются на отдельных территориях очень плотно и можно подумать, что они сбились в стаю. На самом деле терпеть соседство соперников - претендентов на одну и ту же добычу щуку заставляют объективные условия - пространство сократилось, приходится с этим мириться. Ещё и поэтому поклевки щуки в этот период очень жадны. Ведь за добычу идет самая настоящая борьба. "Кто успел - тот и съел". Но часто бывает, что,  кто успел - тот и оказался на крючке рыболова. Эта конкуренция хищника  за добычу особенно хорошо видна при ловле её на поппер. Во время своей  вчерашней   поездки на рыбалку в самое устье реки Подлесной  мне довелось всё это понаблюдать воочию.

Рыбачил возле Вёксы - протоки, соединяющей озера Кубенское и Токшинское.  Поехал на рыбалку уже после обеда, так как с утра ещё съездил в лес за грибами и привез пол корзины подосиновиков.
Подлесная обмелела настолько, что в районе впадения в неё Лебзовки и Каржицы лодку - свой старый легонький весельный карбасок пришлось перетаскивать почти посуху. Ещё в нескольких местах я, как бурлак на Волге, тащил лодку, бредя в сапогах по воде. (На снимке: так выглядит сейчас Лебзовка - приток Подлесной)
 На лодке с мотором туда вообще сейчас нечего соваться. Сразу за Устьем начинаются мели,  и камни, принесенные сюда ещё в ледниковый период торчат из воды там и сям. Вообще-то, тем, кто часто ездит по этой речке в озеро, неплохо бы в это время заметить расположение этих огромных валунов. Это поможет летом избежать неприятностей. Нередко наблюдал, как моторные лодки  налетают на  незаметные летом камни и их хозяева проклинают эти чёртовы валуны. Рыба, оставшаяся на участке реки от поворота в Малую Подлесную и до  участка, непосредственно впадающего  в Токшинское озеро, наверняка погибнет. Часть этой рыбы станет добычей ненасытных чаек, которые до самого ледостава жируют на этих обмелевших  речках, а часть просто будет задавлена образовашимся зимой льдом. Выйти в озеро или обратно в Кубену она уже не сможет. Путь ей отрезан отмелями. А некрупной рыбешки осталось там ещё немало. Это происходит в последнее время очень часто, а это аномально жаркое лето усугубило ситуацию.

Кое-как удалось пробраться  по узенькой Малой Подлесной, петляющей между островами,  до участка, впадающего в Вёксу. Там река становится пошире и чуть-поглубже.
Большая часть рыбы из обмелевшей реки скатилась к озеру и на участке, куда я стремился и куда всё-таки добрался, рыбы было очень много. Первый же заброс спиннинга, и первая поклевка.   Окунь граммов на 300 взял на предложенный ему поппер моментально, как только тот успел лечь на воду. Причем, к приманке бросилось сразу несколько полосатых, которые потом долго сопровождали своего более проворного товарища почти до самой лодки. Правда последующие забросы в это же самое место не принесли больше поклевок. В этом виноват я сам, так как форсировал вываживание, и шум и плеск сопротивлявшегося окуня вспугнули остальную стайку.   Ведь глубина-то была всего сантиметров 30, не больше!
Ветер, хоть и слабый, дул со стороны озера, поэтому я проехал на лодке почти к самой протоке и стал сплавляться обратно, вверх по течению реки. Этот прямой участок реки протяженностью метров 300 я давно хорошо знаю. Известны мне там и все травы и небольшие ямки. Средняя глубина не превышает метра, а вдоль всего правого берега   тянется отмель. Пройдя на лодке метров около сотни, я поймал лишь одного небольшого щуренка, которого отпустил обратно. Ветер усилился и лодку несло очень быстро, поэтому я решил ловить с берега. Левый берег покрыт вышедшей из воды галькой, травы возле него было не очень много, поэтому ловить на спиннинг было очень удобно. Первый же заброс блесны-вертушки под противоположный берег (ширина речки в этом месте метров около 40-60) принес поклевку и небольшая щучка оказалась на берегу. Еще два заброса в то же самое место, и ещё две точно таких же щуки запрыгали в траве на берегу. Пришлось  идти к лодке за мешком для рыбы.
    В течение двух часов мешок из под сахарного песка (на 10 кг) был почти полным. Крупной щуки, правда не было ни одной. Пара штук около килограмма, а остальные гораздо меньше.  А вот окунь взял всего один. Мешок у меня ничем не завязывался, и щуки всё время  выпрыгивали из него,  бились в траве и стремились добраться до реки. Приходилось постоянно укладывать их обратно, а двух беглянок поймал уже у самой воды, хотя и мешок был в нескольких метрах от неё.
  Темнеет сейчас рано, а обратная дорога с перетаскиванием лодки займет не менее двух часов, поэтому в 6 часов вечера решил ехать домой. Улов радовал и я уже направился в обратный путь, но возле берега в траве заметил самый настоящий окуневый "котел".  Вода там буквально кипела от всплесков. Пришлось остановиться.
    На лодку, хотя я и остановился метрах в десяти, окунь не обратил никакого внимания и продолжал охотиться за  выпрыгивающим на поверхность мальком. Вот тут-то и пригодился поппер. Быстренько прицепив свой любимый Rapala Skiter Pop (F), сделал заброс к самой траве, в которой окунь бил малька, увидел, как к нему стрелой кинулось сразу несколько окуней. Самих рыб было не видно, но были хорошо заметны "усы" на воде, расходящиеся от их верхних колючек. Самый проворный схватил приманку и рванул в сторону. Подсечка и окунь заходил кругами. В этот раз я не спешил и не   вытащил  окуня выйти на поверхность, чтобы не распугать остальных. Да снасть я поменял. Начинал-то ловить на свой основной спиннинг   Shimano Forсe Master ML  длиной 2,4 м. с катушкой  2500.
   А здесь взял гибкий ультралайтовый спиннинг с небольшой катушечкой-тысячником, который как нельзя лучше подходил для такой рыбалки.  Удилище  от сопротивление  даже не очень крупного окунька сгибалось в дугу, подмотка лески при вываживании была неспешной, поэтому и окунь мог спокойно походить кругами, не распугивая остальную стаю бульканьем по поверхности, как это было при использовании более грубой снасти.
    Окуни брали жадно и каждый заброс заканчивался либо очередным трофеем, либо поклевками, которых за проводку на протяжении десяти метров было несколько если  окунь  промахивался. Это происходило, наверное, ещё и потому, что окуни в погоне за приманкой мешали друг другу.
    В течение получаса я вытащил 26 окуней! Такого клева я ещё никогда не видел.
Какое удовольствие при этом  я испытал, поймет меня только настоящий рыболов.   А кто никогда сам не испытал настоящего рыбацкого азарта   думает:  "Больной на голову! Ничего себе - 20 км на веслах отмотать, да ещё и лодку перетаскивать через мели. Поставь сетку и будешь всегда с рыбой!" Слыхал я подобные высказывания.
   Но, нет!   Ни за что я не променяю эти положительные эмоции, полученные на рыбалке  ни на какие материальные ценности, ни на громадные уловы сетями. Да и вообще, ни на что!
Полюбовался осенней природой, послушал  прощальные крики пролетающих высоко в небе журавлей,  понаблюдал стаи уток, которые совершенно безбоязненно плавали  в воде совсем неподалеку от меня. Где-то далеко, в районе более полноводной Сигаймы, время от времени гремели выстрелы, а сюда даже охотники не могли добраться. Лишь один из них проехал мимо меня, но не на лодке, а на каракате по берегу.
    И погода порадовала.  Вот оно -  "бабье лето"!  Тепло, солнечно, радостно.... Красота!
    Вернулся домой, когда уже начинало темнеть. Опять два часа махал веслами, тащил лодку через мели, зачерпнул полный сапог воды, так как не заметил и шагнул в небольшую ямку. Вода уже стала холодной, но ещё не ледяной, да и, работая веслами, так разогрелся, что нисколько не почувствовал этого холода. Просто вылил воду из сапога, отжал носки и снова надел сапог.
Улов дома был взвешен -  12 кг. Совсем неплохо для такой непродолжительной рыбалки! Часть улова раздали соседям, а остальную ещё надо было почистить....
Но что делать - любишь рыбалку - люби и рыбу... чистить! Провозился больше двух часов (почти столько,сколько ловил).
 Очистил, разделал щук на куски, окуней и несколько не крупных щучек слегка подсолил. А сегодня запек в решетке на мангале, предварительно смазав рыбу майонезом и начинив её зеленью петрушки и сельдерея.