Давно привлекала идея установить на гребной лодке парус, чтобы при поездках на рыбалку на большие расстояния не мозолить зря руки. На своей легонькой лодке-карбаске я прохожу по 20-25 км в день, но к вечеру усталость сказывается и возвращение домой уже дается тяжеловато.
Не раз с интересом наблюдал во время праздника лодки, как по реке легко скользят небольшие яхты под парусами, управляемые мальчишками и девчонками из яхтклубов. Даже при небольшом ветре они обгоняют весельные лодки.
Пробовал и сам ещё в детстве устанавливать на лодку простейший парус - брал дома простыню и натягивал её на раму из реек. При попутном ветре такой парус был довольно эффективен. Или просто ставил вертикально в лодке слани из досок. Легче скользить по воде, используя силу ветра, чем грести веслами.
Настоящий парус у меня есть уже очень давно. Ещё в конце 80-х годов прошлого века брат купил и привез в Устье подвесной парус, изготовленный промышленным способом. Выпускали такие паруса в Тюмени, а брат работал тогда в одной из вологодских фирм, которая планировала наладить выпуск таких же точно или аналогичных парусов. Он считал, у населения села, расположенного на реке, парус будет пользоваться большим спросом, поэтому и был уверен в том, что реализация паруса оправдает затраты. Я же, часто бывая в Устье и лучше зная ситуацию, утверждал, что по той цене, по которой парус тогда продавался (130 рублей), парус в Устье покупать никто не будет. Лодочный мотор "Ветерок-8" стоил тогда чуть дороже (150 рублей); в каждой практически семье было не по одной лодке и не по одному мотору, значит - нужды в парусе у устьян нет. Ну, может быть, считал я, кто-то и купит парус, но не больше 5-10 штук, да и то вряд ли. Не нужны тогда людям были паруса. Все работали, многие имели дома подсобное хозяйство, скотину, поэтому некогда людям отдыхать под парусом. Мы с ним тогда даже немного поспорили по этому вопросу.
Парус мы опробовали, установив на лодку "Казанку". Долго разбирались с инструкцией по сборке паруса, выходили на лодке на реку и тогда, когда дул совсем слабый ветерок, и в ветреную погоду. Управлять парусом мы, конечно же, не умели, просто пытались на практике освоить эту довольно непростую науку. По ветру и при боковом ветре, дующем под небольшим углом к направлению движения "Казанку" под парусом несло довольно быстро, но сколько мы не пытались идти галсами при ветре, дующем почти навстречу, ничего у нас не получалось. Парус просто трепыхался на ветру, создавая дополнительное сопротивление. Лодку сносило ветром совсем не туда, куда мы хотели на ней идти.
Брат уехал, а я ещё пару раз попытался сходить под парусом на рыбалку. Используя попутный ветер, мне удавалось облегчить себе работу веслами по крайней мере при движении или туда или обратно. Однажды при сильном ветре я ушел под парусом по Кубене почти до самого Кубенского озера. Лодку несло с большой скоростью, и я даже не мог распустить дорожку, так как скорость была слишком велика. Однако обратно, против ветра пришлось грести изо всех сил, чтобы добраться до дома.
После этого случая парус был на долгие годы заброшен. Фирма, в которой работал брат, отказалась от идеи наладить производство паруса. На рыбалку я ездил либо на "Казанке" под мотором, либо на легоньком карбаске с веслами.
Не то, чтобы я совсем забыл про парус. Нет, я всё равно хотел когда-нибудь вновь попробовать научиться управлять лодкой с парусом. Но на "Казанке" это сделать очень трудно, так как лодка сама сильно парусит из-за довольно высокого крытого носа. Именно его всегда разворачивает ветром и руль паруса бессилен что-либо сделать.
В этом году я задался целью сделать лодку для рыбалки, которую бы можно было использовать и как гребную, и как моторную, и как парусную.
О том как я её строил можно прочитать ЗДЕСЬ.
Парус я предварительно проверил. Пролежал он больше 20 лет, но так как хранился в сухом месте, в брезентовом мешке, в котором и продавался, то был он, как новенький. Единственное, что я сделал, так это постирал само полонище паруса.
Строя лодку, специально сделал на транце вырез под установку паруса по размерам струбцин. Они чуть побольше и пошире, чем у мотора "Ветерок-8".
Этот подвесной парус был изобретен в 70-е годы финном Антеро Катайненом.
Парус состоит из мачты, руля (шверта), такелажа и приспособления для крепления к корпусу, основой которого является литой тройник с двумя струбцинами. В тройник сверху вставляется мачта, собирающаяся из двух из дюралюминиевых труб диаметром 50 мм, в нижнюю часть - вилка для крепления руля (шверта), в заднюю часть - кормовой выстрел - труба такого же диаметра, как и мачта. На трубу-мачту установлен ещё хомутик с румпелем для управления рулем. Само полотнище шпринтового типа площадью 3,5 м2 надевается на мачту и растягивается по диагонали трубчатым шпринтом диаметром 20 мм., а по горизонтали состоящим из двух частей гиком из такой же трубки. Под гиком натягивается - толстый резиновый жгут, служащий амортизатором безопасности, к которому с помощью карабина крепится гика-шкот.
Фанерный киль площадью около 0,4 м2 служит не только рулем, но и швертом.
Парус навешивается на транец лодки, как лодочный мотор и располагается за кормой, поэтому не мешает ни управлению управлению лодкой, ни рыбалке. Установка паруса на лодку - дело нескольких минут, так же как и его снятие с лодки, разборка и укладка в мешок для транспортировки.
Гребная лодка с парусом легко обгоняет лодку, идущую на веслах, даже при слабом ветре, а в сильный ветер может соперничать и с лодкой под небольшим мотором. Управлять парусом можно румпелем и натяжением или ослаблением гика-шкота с места гребца, поэтому в случае необходимости всегда можно помочь управлению лодкой с помощью весел, что исключено на обычной яхте.
Парус я опробовал на своей лодке пока только при довольно слабом ветре, так как сильного ветра всё никак нет.
Моя маленькая лодочка очень неплохо управляется и ходко идет под парусом по ветру и при боковом ветре. Против ветра идти с парусом у меня пока никак не получается, но лодку и не сносит ветром, как сносило "Казанку". Лодка у меня очень устойчивая, не кренится при переносе цента тяжести к бортам, поэтому с парусом можно безопасно выходить и в сильный ветер. С парусом можно попробовать выйти в озеро и половить на дорожку.
Жаль, что в селе не у кого поучиться управлению лодкой с парусом. Попробую научиться самостоятельно и освоить искусство управления парусом в различных ситуациях.
Знаю о том, что одна из фирм начала выпуск таких парусов и спрос на них сейчас довольно высокий. Стоит такой парус сейчас от 12 до 19 тысяч рублей, что намного меньше, чем лодочный мотор. Времена изменились. Появилось немало людей, которые могут себе позволить купить парус просто для отдыха.
Добавлю, что за год со времени написания этой статьи поступило больше двух десятков писем с просьбами поподробнее описать конструкцию паруса, поэтому на страницах блога "Рыбацкая лодка" я выложил чертежи паруса с размерами. Смотрите статью
4 комментария:
Ну прям ШКИПЕР!!! :-)))
Только нормальный шкипер идет парусом вперед. :)
добрый день, а какой подвесной мотор можно поставить на Вашу лодку?
Лодка не очень большая, рассчитана под мотор мощностью до 8 л.с. Раньше я катался на ней с мотором "Ветерок" -8, а сейчас TOHATSU - 3 л.с.
Отправить комментарий